Логопедия — это наука о нарушениях речи, их диагностике, коррекции и профилактике. Она изучает причины речевых расстройств, таких как нарушение звукопроизношения, заикание, отсутствие речи, а также помогает детям с задержкой речевого развития (ЗРР) и общим недоразвитием речи (ОНР), когда нарушены все компоненты речи (звукопроизношение, лексика, грамматика, связная речь). Логопед — это специалист, который не только исправляет звукопроизношение, но и развивает словарный запас, грамматику, связную речь, что особенно важно для подготовки к школе и успешному обучению в школе.
При обучении в начальной школе, у ребенка могут наблюдаться трудности чтения и письма (дислексия, дисграфия). Логопед справляется и с этими нарушениями, при организации правильной диагностики и коррекции.
Когда нужно обратиться к логопеду
Консультация логопеда рекомендуется в следующих случаях:
- До 1 года: если у ребенка отсутствует гуление, лепет.
- 2–3 года: если малыш произносит несколько слов, не строит фразы или общается на «своём» языке.
- 4–5 лет: если речь невнятная, есть замены звуков (например, «к» на «т» и т.д.), искажения и отсутствия звуков речи, пропуски слогов, перестановки слогов, ошибки в использовании грамматических категорий.
- 5–6 лет: если сохраняются проблемы со звукопроизношением, наблюдаются ошибки в использовании грамматических категорий, словарный запас, связная речь недостаточно развиты.
- Школьный возраст: при трудностях с чтением, письмом (дислексия, дисграфия).
Своевременное обращение к логопеду позволяет избежать последующих трудностей, таких как, проблемы с обучением или социализацией. Современные методики коррекции эффективны при всех нарушениях речи, при условии правильной диагностики.
Чем поможет логопед
Занятия с логопедом помогают:
- Поставить правильное звукопроизношение с помощью артикуляционной гимнастики, специальных упражнений и при необходимости логопедического массажа.
- Развить речевые и языковые процессы — научить ребенка правильно использовать лексико-грамматические категории, расширить словарный запас, улучшить связную речь.
- Подготовить к школе — улучшить фонематическое восприятие, предотвратить возможные ошибки в письме и чтении.
- Скорректировать сложные нарушения речи, такие как дизартрия, алалия, ринолалия часто требующие совместной работы с неврологом или стоматологом.
Как проходят уроки с логопедом
Индивидуальные занятия с логопедом включают:
- Диагностика — оценка речевого и языкового развития (артикуляционная моторика, восприятие фонем русского языка, состояние лексики, грамматики, связной речи). Логопед также оценивает развитие неречевых процессов ребенка, таких как, внимание, память, мышление.
- Работа над артикуляцией — использование артикуляционных упражнений и при необходимости логопедического массажа, что необходимо для постановки отсутствующих или искаженных звуков.
- Постановка звуков — через подражание, механическую помощь (зондами) или опору на другие звуки.
- Различные техники и методики — для развития лексики, грамматики, связной речи. Улучшение процессов внимания, памяти, мышления.
- Домашние задания — закрепление упражнений для более быстрого формирования речевого навыка.
Занятия длятся 30–45 минут и проводятся 2–3 раза в неделю. В Москве Центр социальной адаптации для детей “Добро без границ” Натальи Пыхтиной, предлагают комплексные программы с участием логопедов-дефектологов.
Результат помощи логопеда — это грамотная речь, умение владеть русским языком и успешное обучение ребенка в школе. Главное — не упустить время и обратиться к логопеду, чтобы найти причину и пути решения к успешному речевому развитию!



